Как работать со статистикой запросов — для тех, кто хочет двигаться самостоятельно. На примере wordstat.yandex

Опубликовано Опубликовано в рубрике SEO, Аналитика, Планирование

Статистика запросов — это то, с чего начинается создание и продвижение любого сайта. Об этом скажет любой SEO-специалист.

Как это происходит обычно? Отбираются самые популярные, высокочастотные запросы (далее: ВЧ), соответствующие теме бизнеса, и по ним разрабатывается структура сайта и ведётся продвижение. И поскольку высокочастотные запросы чаще всего ещё и высококонкурентные (ВК), то вкладываются сотни тысяч рублей в написание текстов, в покупку ссылок, в контекстную рекламу. Разумеется, эффект есть, посещаемость сайта растёт. Но количество продаж с сайта при этом или остаётся прежним или увеличивается незначительно. И можно сколько угодно работать с юзабилити, эффекта будет мало.

Так вот я сейчас скажу крамольное, но статистика запросов — это ерунда.

«Статистика запросов купить», или О случайностях в статистике

Перед тем как написать этот пост, я ради интереса проверила показатели по самой фразе статистика запросов. Но я даже предположить не могла, что может быть статистика запросов купить (40 раз в wordstat.yandex.ru на 11.11.2016).

Статистика запросов купить

То есть находятся люди, готовые купить статистику запросов? Или это люди, которые хотят узнать статистику самого слова купить? Или эти 40 запросов были набраны случайно?

И вот, к слову, о случайностях. Как вы думаете, что я сделала после этого своего открытия? Разумеется, набрала в Яндексе статистика запросов купить (стало интересно: если есть спрос, должно быть и предложение?). То есть это ещё +1 к месячной статистике это фразы.

Ещё одна вероятность случайного ввода запроса связана с поисковыми подсказками. Когда вы начинаете вводить какое-то слово, поисковая система предлагает вам варианты запросов:

случайности в статистике запросов - поисковые подсказки

И я, например, нередко жму стрелку вниз и Enter (на автомате и не считая строчки), но, бывает, промахиваюсь и попадаю не в ту подсказку. Ну вот хочу купить билет на поезд онлайн ржд официальный сайт, а попадаю в купить квартиру. У вас такое бывало? Вот и ещё +N к статистике запросов фразы купить квартиру.

А теперь — к закономерностям.

Люди, принявшие решение о покупке, конкретизируют запросы и ищут по НЧ

%d1%81%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%ba

Вордстат прогнозирует число показов результатов поиска по запросу, а не кликов, и не количество пользователей, и даже не вводов ключевой фразы пользователем. «Число показов» значит, что Вордстат включает в статистику и количество переходов одного пользователя со страницы на страницу результатов поиска (это не мой вывод, а информация от представителей Яндекса, найденная мной несколько лет назад — к сожалению, сейчас не могу найти источник). Именно поэтому статистика ВЧ запросов — это ни о чём.

А вот НЧ запросы — это более целевые, и что важно — часто неконкурентные запросы. Они дешевле и в контекстной рекламе, и по ним проще продвигаться.

Сколько раз вы сами наберёте в поиске запрос, включающий, скажем, ноутбук купить, если захотите приобрести ноутбук? И какова вероятность того, что вы купите ноутбук в магазине именно по первой ссылке, которую откроете? Скорее всего, приняв окончательное решение, вы будете искать всё-таки не ноутбук, а, какой-нибудь acer aspire v3-571g — запрос, вообще не содержащий ВЧ ноутбук. То есть в процессе выбора модели вы накрутите статистику ВЧ, но покупку совершите, с большей вероятностью, используя НЧ.

Именно поэтому в процессе продвижения по НЧ статистика запросов — это не полная ерунда, а почти ерунда, т.к. помогает найти целевые запросы, о существовании которых вы сами бы не догадались.

Статистику делают ваши конкуренты, сеошники и студенты

Я продвигала сайт студии DH-ART. Один из запросов — архитектурное проектирование (частотность — 9 717), у которого более 300 «дочерних» СЧ (среднечастотных) и НЧ (низкочастотных) запросов. География не учитывалась, так как компания заинтересована в получении заказов с любых регионов.

Частотность ВЧ запроса ≠ спрос

Весь список СЧ и НЧ запросов я подчистила от нецелевых запросов типа архитектурная программа для проектирования домов, репетитор по архитектурному проектированию (это явно запрос студента), архитектурно дизайнерское проектирование городской среды (продвигаемая мной студия занимается частным проектированием, а не городской средой) и т.п.,  и «отложила» все оставшиеся в свою семантическую копилку.

Как вы думаете, сколько осталось запросов после чистки? 62. Всего. С общей частотностью 6151.

Кстати, общая популярность — это не сумма популярности всех оставшихся запросов. Чтобы подсчитать общую популярность, нужно убрать все НЧ запросы (например, архитектурное проектирование дизайн оставить, а архитектурное проектирование дизайн интерьера — убрать, поскольку его статистика уже присутствует в родительском запросе).

Итак, начинаю продвижение: пишу на сайте статьи с использованием отобранных ключей, кидаю ссылки в соцсети и форумы и т.п. И вот через месяц мне интересно: а каков результат? Ну, время от времени я, конечно, вручную проверяю позиции сайта по продвигаемым запросам, и директор тоже проверяет – время от времени, в том числе интересуясь предложениями конкурентов. Допустим, раз неделю проверяется один запрос точно. И в каждой конкурентной компании есть директор и, возможно, интернет-маркетолог, заинтересованный в продвижении сайта компании по этому запросу, которые тоже регулярно проверяют поисковую выдачу. И если таких компаний-конкурентов 500 (на самом деле, по всей России их больше, но не все продвигаются), это уже 1*500 = 500 запросов в неделю + к статистке ВЧ. И + 2000 запросов в месяц.

Но проверять позиции сайта вручную неудобно. Поэтому я, например, использую специальное ПО для сбора позиций – программу Semonitor (это хорошая и регулярно обновляемая программа с кучей полезных функций, стоит недорого, платёж однократный — что-то около 1000 руб. на 2 компьютера). В это программу я «загоняю» всё своё семантическое ядро. И программа имитирует пользователя, вбирающего все мои искомые запросы. То есть все 62 запроса. В конкретном случае меня интересовали регионы Москва и Россия в Яндексе и российский Google. Таким образом, в Яндексе система при проверке позиций имитирует пользователя 2 раза: по Москве и по России. То есть это уже не 62 ввода запроса, а + 124 к ВЧ.

А теперь вспомним, какая была у нас общая статистика по отобранным ключам и попробуем определить чистую статистику запроса архитектурное проектирование, без её искусственной накрутки конкурентами и сеошниками: 6151 — 2000 — 124 = 4027. Это более чем в два раза меньше цифры из вордстата.

Прогноз количества реальных посетителей с ВЧ запроса в топ-10

Представим, сколько людей, набравших в поиске фразу архитектурное проектирование, являются потенциальными клиентами архитектурного бюро. Сколько нецелевых запросов мы удалили изначально? Около 80%. Следовательно, остаётся около 20% — целевых, и это 805 потенциальных клиентов. По всей России. И большинство из них будет искать архитектурное бюро всё-таки в своём городе, а не в Москве. 805 — это 8% от частотности в вордстате. Кстати, в Москве и Московской области, согласно вордстату, частотность запроса архитектурное проектирование всего 2081. 8% от этого числа — 166 человек. Делим это количество на 10 (опять же приблизительно — по количеству предложений на первой странице поисковика), и получаем прогноз количества посетителей при нахождении сайта в топ-10 по запросу архитектурное проектирование: 16,6.

Многие используемые в процессе прогноза посещаемости данные были весьма приблизительны (например, количество продвигающихся конкурентов). Но проверим получившуюся цифру.

Сейчас сайт, продвигаемый по запросу архитектурное проектирование, на 2 месте в Google и на 3 месте в Яндексе (11.11.2016), без учёта объявлений контекстной рекламы. Позиции держатся стабильно, плюс/минус один пункт:

%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%b4%d0%b2%d0%b8%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d1%81%d0%b0%d0%b9%d1%82%d0%b0-%d0%bf%d0%be-%d0%b7%d0%b0%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d1%83-%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d1%82%d0%b5%d0%ba

Посетителей, пришедших из Яндекса по фразе архитектурное проектирование17 человек за последний месяц. Как и было просчитано.

А как вы думаете, какова стоимость продвижения сайта по запросу архитектурное проектирование в SEO-агентстве и стоят ли 17 посетителей в месяц таких денег?

Что делать? Подводим итоги

  • Нужно ли использовать данные статистики запросов?

Да. И обязательно. Но с конца — во время определения семантического ядра сайта. И не особо доверять цифрам статистики.

  • Нужно ли вкладывать деньги в продвижение ВЧ-запросов?

Нет. Лучше потратьте их на контекстную рекламу по НЧ.

  • Как привлечь больше посетителей с минимальными инвестициями?

Контекстная реклама по НЧ, продвижение по НЧ контентом и пиар сайта в местах сбора целевой аудитории (тематические форумы, социальные сети и пр.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *